Искали «черный ящик», ориентировались под водой, спасали людей. Сегодня в Вытегре проходит третий день испытания спасателей в рамках соревнования на Кубок Героя России Юрия Воробьёва.
Поисково-спасательные работы водных этапов традиционно проводятся рядом с Учебным центром, в канале, соединяющим два озера – Тудозеро и Онежское. Глубина – порядка трех метров, дно неравномерно. Командам дается не одно, а несколько заданий. Первым делом необходимо найти так называемый «черный ящик», оказавшийся в воде после крушения самолета. Дальше – сориентироваться на глубине по компасу, отыскать и выпустить сигнальные буи, а также правильно выйти на звуки удара железного предмета. Опытные водолазы говорят, пространство и расстояния под водой воспринимаются совершенно по-другому, нежели на берегу. Ко всему прочему, работа осложняется плохой видимостью.
- Нужно было найти ценный груз, по звуковым сигналам сверху найти четыре буйка и в заключении под водой с использованием компаса, найти четыре точки, - рассказывает член команды аварийно-спасательной службы Вологодской области Сергей Новожилов. - С первым заданием справился быстро, все зависело от тех, кто был наверху, они руководили действиями водолаза. Сложен был последний этап – ориентирование под водой. Может потому, что это был последний этап, силы на исходе. Рельеф дна сложный, с большими перепадами, и вода. Погода на работу не влияет. Но если ветер с Онежского озера – вода более прозрачная. Если ветер поменяется – течение изменится – видимость будет похуже. Считаю, что сегодня отработал на «хорошо».
Отработав один этап, спасатели перемещаются к следующему – спасению на воде. Здесь водолазное снаряжение ни к чему. Кинуть на 18 метров спасательный круг, нырнуть за утонувшим можно в спецодежде. Штрафы назначаются не только за невыполненные задания. Не удержал равновесие и выпал из лодки, применил крепкое словцо – накидываются дополнительные минуты.
И, наверно, один из сложнейших этапов – подводно-технические работы. Здесь необходимо не только спасти пострадавшего из воображаемого отсека затонувшего корабля, но и проделать ряд действий: под водой растащить в стороны шины, имитирующие заваленный проход, раскусить железные прутья, распилить деревянные балки. На всю работу отведено не более 80 минут.