Навигация в Вологодской области завершена. С 11 ноября 2024 года навигация для маломерных судов закрыта на территории всей Вологодской области. Соответственно, выход на воду в настоящее время является нарушением; исключение составляют маломерные суда на воздушной подушке, которые предназначены для передвижения в таких условиях. Также исключения составляют судна экстренных служб, спасателей и Рыбнадзора.
О том, какие ограничения возникают у судовладельцев в этот период, рассказывает Начальник отдела безопасности людей на водных объектах - главный государственный инспектор по маломерным судам Вологодской области Алексей Воробьёв.
— Алексей Юрьевич, Вы говорили, что выход разрешён для сельской местности, где не осуществляется подвоз?
— Да, субъектовым законодательством предусмотрена организация межнавигационных лодочных переправ для тех населённых пунктов, к которым ограничивается и прекращается транспортная доступность.
— В чём заключается опасность для тех, кто всё-таки решится выйти сейчас на воду, на неспециальном маломерном судне?
— В первую очередь, это обледенение. При температуре воздуха около нуля или минусовой и температуре воды ниже восьми градусов достаточно быстро наступает обледенение борта. Соответственно, уменьшается устойчивость судна, и оно может запросто перевернуться. Следующая опасность — это образование шуги и зажоров. Такая снежная каша затрудняет передвижение, и из-за неё в некоторых случаях невозможно использовать лодочный мотор. Естественно, ещё есть такая опасность, как холодная вода. Всё-таки маломерное судно — это средство повышенной опасности. И даже при должной осмотрительности и предосторожности со стороны судоводителя, может возникнуть опасность налететь на подводное препятствие, и при этом человек может оказаться за бортом. Как судоводитель, так и его пассажиры. Если летом мы говорим о том, что самое главное, чтобы на человеке был надет спасательный жилет, то здесь он также поможет не утонуть. Но при нахождении в холодной воде пять-шесть минут движения человека сковываются, и дальше он просто замерзает. Конечно, такие случаи нечасты. Но, к сожалению, они встречаются в практике.
— В последнее время были зафиксированы происшествия на водоёмах. И есть погибшие…
— С начала осени произошло одиннадцать происшествий на водоёме, в которых погибли десять человек. Из них пять случаев — это происшествие с маломерными судами. Да, сейчас отдыхающих на водоёмах нет, но бывают рыбаки, обстоятельства пребывания которых не всегда удаётся установить. Мы можем только предполагать и констатировать происшествия по судну. Как правило, в таких случаях отсутствуют спасательные жилеты. Скорее всего, было неправильное расположение людей и грузов на борту, что привело к переворачиванию судна. В остальных случаях, к сожалению, обстоятельства неизвестны. К примеру, в Вытегре было найдено тело мужчины в двух метрах от берега, где глубина порядка 20 см. Каким образом он попал в воду — упал, оступился — можно только предполагать, если нет очевидцев. И я напоминаю, что если человек в состоянии, например, алкогольного опьянения сам выбраться не смог, то захлебнуться или замёрзнуть здесь совершенно несложно.
— Сейчас погода неустойчивая. Совсем скоро настанет зима. На реках появляется лёд, снег. Какие меры безопасности должны соблюдать жители области на водоёмах?
— С точки зрения происшествий, весеннее ледотаянье и восстановление льда, у нас очень опасное время. Лёд только начинает становиться, он ещё неокрепший, а граждане уже выходят на замёрзшую поверхность воды. Основные группы риска и ситуаций можно разделить на три категории. Это — рыбаки, которым не терпится выйти на первый лёд. При этом они уверены и, возможно, излишне самоуверенны в своей безопасности. Это дети. Тут понятно: любопытство, игра. Может быть, какая-нибудь игрушка, мячик закатились на лёд, и они пошли за ней. Интересно просто проверить толщину льда. Как правило, дети измеряют ногой, да и взрослые зачастую так делают, что категорически нельзя. Ну и третья категория — это, когда в границах населённых пунктов существуют традиционные переходы через водоёмы. Даже в Вологде есть не один такой переход. Тропинки натаптывают. Но люди не смотрят, где уже можно и безопасно переходить, а где — нет.
Органами местного самоуправления традиционно принимается запрет выхода на лёд. В дальнейшем он снимается, можно переходить, там, где это безопасно. Но остаются определённые места, где запрет действует всю зиму. Но у нас многие не дожидаются разрешения и сокращают путь раньше времени. Из-за чего, есть у нас такая фраза, «они сокращают иногда свой жизненный путь, а не путь до работы или домой».
— Вы сказали, что есть места, где действует постоянный запрет. Что это за опасные места, и где точно нельзя находиться на льду всю зиму?
— Как правило, большинство таких установленных мест находятся либо в границах населённых пунктов, либо близко от них — там, где они традиционно образуются. Уровни местного управления и их специалисты знают о них, в том числе и ГИМС. Понятно, что на территории всего муниципального образования — в глухих озёрах, например, куда прибывают рыбаки половить рыбу — все постоянно действующие места не установить, поэтому правила делают общими.
Ещё лёд слабый в течение всего года в местах, где происходят сбросы, в болотистой местности, где бьют ручьи, где быстрое течение, что не даёт немедленно образоваться толстой корке льда. Где растительность произрастает — она тоже ослабляет структуру льда. И даже, если кусты какие-то выходят на поверхность и уже вморожены, кажется, что лёд достаточно прочный, но он там значительно слабее, чем на открытой поверхности того же водоёма. Соответственно, где выше риск, там и устанавливается постоянно действующий запрет. Поэтому я ещё раз хочу обратиться к гражданам: следите за сообщениями от органов местного управления о снятии запрета выхода на лёд.
— Сотрудники Центра ГИМС занимаются профилактикой безопасного поведения у воды в этот опасный период?
— Да, традиционно инспекторы ГИМС занимаются профилактикой работой среди граждан и детей по вопросам безопасного поведения на воде. И нужно сказать, что подход осуществляется не первый год, и он комплексный. В части организации к нам подключаются организации, учебные заведения, органы исполнительной власти субъекта, как на муниципальных, так и на региональном уровнях. Для каждой возрастной и социальной категории людей мы подбираем наиболее доступную для их понимания информацию. И пытаемся объяснить, что русское «авось» или что «со мной такого не случится» — может не сработать в нужный момент. Безопасность пишется жизнями утонувших. Как говорится в народе, не стоит искушать свою судьбу. Лучше отложить поход к воде и дождаться, когда лёд станет прочным.
— Спасибо, будем надеяться, что профилактическая работа инспекторов Государственной инспекции по маломерным судам Центра ГИМС Главного управления МЧС России по Вологодской области даст свои положительные результаты. И этой зимой нам не будут рассказывать о происшествиях на воде.