13 апреля 2022, 13:51
16356
13 минут

О правилах поведения детей весной на льду

Интервью с Алексеем Воробьёвым, начальником отдела безопасности людей на водных объектах Главного управления МЧС России по Вологодской области.

– Алексей Юрьевич, уже известна печальная статистика провалившихся детей под лед? Эта статистика из года в год примерно одинаковая, или 2022 год вышел таким неспокойным?

- Статистика гибели как детей, так и взрослых на льду с каждым годом непостоянна. Например, в прошлом году, не было трагедий с детьми в период таяния льда. В 2020 году погибли двое детей, в 2019 году – один ребенок, в 2018 году – такая же ситуация, как и в прошлом, в 2017 году не было погибших. Что касается взрослых, то здесь есть закономерность: на гибель людей сильно влияют погодные условия. Рыбаки всю зиму выезжают на лед. В 2019 году у нас зафиксировано большее количество погибших в зимний период за последние 5 лет среди взрослых, поскольку 2019-2020 годы характеризовались теплой, мягкой зимой. В прошлом году зима была стабильная, без больших плюсовых температур и оттепелей, поэтому ситуация держалась устойчивая. Нынешняя зима состоялась морозная. Единственное, осложнялась обстановка на водоемах в связи с выпадением большого количества снега, следовательно происшествия были связаны с отказом техники, невозможностью проехать дальше. Я напомню, в том числе и нашим гражданам, что у нас действует запрет на автомобильные техники на лед в необорудованных ледовых переправах. Запрет вводится при таянии льда в каждом муниципальном образовании районов местного самоуправления. Это направлено на то, чтобы граждане понимали, что в данный момент времени на водоемы выходить или выезжать опасно. Исключение составляет только плавающая техника: аэролодки, вездеходы на пневмоходу. Если соблюдать меры предосторожности, то трагедий на льду будет меньше.

- Можно ли выделить категорию лиц, которые чаще всего склонны к гибели на льду? «Спасательная наука» выделяет некоторые категории риска среди населения, которые чаще всего могут оказаться в полынье.

- Анализ происшествий и гибели людей на льду показывает, что можно выделить три категории граждан, которые подвержены ситуации попадания в полынью. Первая категория – дети, вторая категория – рыбаки, третья – люди, которые в черте населенных пунктов, не желая утруждать себя, чтобы пойти по безопасному пути, идут через водные объекты, сокращая путь.

- Три района прозвучали в сводках: Сокольский, Грязовецкий и Вологодский. Подобные несчастные случаи происходят из года в год, или в каждом районе отдельно случаются такие происшествия?

- Нет таких горячих очагов аварийности. Любой водоем – это территория повышенной опасности. Почему говорят: «спасение утопающих – дело рук самих утопающих?» Это не потому, что, попадая в беду, вы будете предоставлены сами себе. Просто в случае с происшествиями на воде (это касается не только зимнего периода) счёт идет на минуты. В зимний период это усугубляется ещё и тем, что температура воды низкая. Окажись человек в воде, спустя 5-7 минут наступает переохлаждение, если он не успевает выбраться.

- Чем так опасно переохлаждение?

- Переохлаждение опасно тем, что у человека замедляются жизненные процессы, как следствие, человек умирает. Такие случаи происходят не часто, но бывают.

- Давайте подробнее разберем происшествия, которые случились у нас за последнее время в Вологодском районе.

- В апреле произошли три несчастных случая с детьми в Вологодском, Сокольском и Грязовецком районах. Здесь можно выделить общую черту: дети находились на водоеме без сопровождения взрослых. Редки случаи, когда трагедия происходит в присутствии взрослых. На реке Тошне, например, дети находились у водоема. Это произошло в районе шести вечера, то есть в это время было еще светло. Статистика показывает, что с 12:00 до 20:00 часов, как правило, случаются происшествия с несовершеннолетними.

- То есть в то время, когда родители отпускают детей на прогулку?

- Я бы сказал иначе. Среди родителей был проведен интересный опрос: взрослым задавали вопрос: «Контролируете ли вы местоположение вашего ребенка, когда у него не организован досуг?». 99% родителей ответили положительно. Тот же самый вопрос задали детям, они ответили отрицательно. Соответственно, дети в свободное время могут находиться, где угодно, в том числе и у воды. Шестилетний мальчик, который находился как раз на реке Тошне, пошел проверять толщину льда, несмотря на то, что на всех практических мероприятиях инспекторы ГИМС проводят инструктаж, где неоднократно сообщается о том, что на льду без сопровождения взрослых находиться нельзя.

Товарищи взрослые, проведите беседы с детьми не один раз! Нужно понимать, что дети не осознают всю опасность ситуации в силу своего возраста. Есть фраза: дети нас не слушают, дети на нас смотрят.

- Алексей Юрьевич, какие еще правила поведения на льду нужно знать каждому ребенку?

- Есть важное правило: нельзя проверять крепость льда ногой. Для взрослого это может быть очевидно, но для ребенка – нет. Есть объекты потенциально опасные, например, стройки, котлованы, но, тем не менее, к ним не ограничен доступ. Вы наверняка слышали, что случаи гибели на стройках бывали. У нас в Вологодской области в Соколе ребенок утонул в заброшенном пожарном пруде, который не был огорожен. За все, что происходит с детьми – ответственны мы, родители. О правилах поведения на льду нужно говорить постоянно.

Ситуация со вторым мальчиком произошла в Новом источнике. Ребенок провалился под лед, но успел зацепиться за края льда и дождаться прихода взрослых. Немало времени прошло с того момента, когда он провалился. Была бы угроза жизни от переохлаждения – неизвестно. Самый лучший вариант спасения – это не допустить происшествия.

 - Кто спас мальчика? Местные жители или спасательная служба?

- Ребенка спас отец, поскольку дом оказался недалеко. Рядом с речкой стоял аншлаг, указывая на то, что выход на лед запрещен. В этом месте удобного подхода к реке не было, но дети все равно туда пошли. Из-за таких случаев и нужна профилактика. С моей точки зрения, правила поведения на льду нужно закладывать с детства, чтобы у человека, вошедшего во взрослую жизнь, они уже были в привычке.

¬ Алексей Юрьевич, если мы затронули тему происшествий, которые произошли в Сокольском и Грязовецком районах, то какие здесь детали?

- В Грязовецком районе дети переходили неглубокую речку. Один из ребят провалился по пояс. Например, если бы ребенок переходил её в другом месте, то там мог бы оказаться омут. В таком случае следует помнить, что никто не застрахован.

Человек, попадая под лед, становится дезориентирован и вряд ли найдет место, где он провалился. Общее правило: нужна опора на лед. Необходимо навалиться на него и попробовать плавно выбираться.

- Что делать, если при тебе кто-то провалился под лед?

- Сначала нужно вызвать спасателей. Ни в коем случае не подползать близко к полынье, потому что края полыньи так же могут провалиться под вами. Нужно подать что-то пострадавшему, за что он может уцепиться (палку, веревку или рукав куртки) и подтянуть к себе. Человеку требуется не так много, чтобы приподняться из воды и навалиться корпусом на лед. Как только пострадавший выбрался, возвращаться нужно ползком тем же путем, откуда пришли, пока не почувствуете, что лед под вами достаточно крепкий. Если есть возможность, то сменить одежду, согреться, напоить чаем.

- Представим, что несовершеннолетний мальчик вместе с другом отправился на речку. Один из детей провалился под лед. Если не оказать ему помощь, то он погибнет. Отсюда следует вопрос: должны ли дети спасать?

- Вопрос неоднозначный. Мы, безусловно, воспитываем в детях такую гражданскую позицию, когда нельзя проходить мимо беды. Когда детей спрашивают: «Что ты будешь делать в чрезвычайной ситуации?», то дети геройски отвечают: «Я брошусь спасать!» Вопрос здесь нужно ставить иначе: умеешь ли ты спасать? Хватить ли у тебя сил вытащить и не погибнуть. Дети в обязательном порядке должны знать, что в подобной ситуации они обязаны обратиться к взрослым, вызвать спасателей, уметь объяснить, куда спасателям нужно ехать. У нас есть как положительные примеры, на которые нужно равняться, так и печальные, которые учат нас тому, как поступать не надо.

В качестве примера возьмем случай, произошедший в Соколе на реке Сухоне. Ребенка, который провалился под лед, бросились спасать школьники. В школах часто проводятся мероприятия, где ребят учат, что делать в случае чрезвычайной ситуации. С ними работают сотрудники ГИМС, объясняя основные навыки спасения.

- Как происходило спасение? В новостных сводках было сказано лишь о том, что школьники спасли семилетнего тонущего ребенка.

- Я жду подтверждения той информации, которая поступила недавно. Пока известно то, что ребята ползли по цепочке. С моей точки зрения, детей необходимо учить изначально возможностям и способам оказания помощи тонущим, не рискуя собственной жизнью.

- В связи с этим возникает вопрос: возможно ли проводить такие учения в детских садах? Что мешает на уровне детского сада (в старших подготовительных группах) воссоздать ситуацию, когда ребенок проваливается под лед?

- Вопрос интересный. Со школьниками проводятся такие мероприятия с профессиональными спасателями. Это все реализуется с практическим выходом на водоемы в зимний период. Профессионалы показывают способы спасения человека, провалившегося под лед, рассказывают, какие есть средства спасения. Эти средства используют для того, чтобы, не подползая к полынье, подать человеку некий предмет (надувной плотик или специальные передвижные санки), чтобы человек мог выбраться.

В детских садах нужно научить детей так, чтобы они спасали не сами, а смогли поблизости найти взрослого, знать, куда нужно позвонить в таком случае. Здесь нужна помощь методистов, детских психологов, которые понимают, в каком возрасте ребенок лучше всего усвоит такую информацию. ВОСВОД проводит большую работу по Вологодской области, в том числе и с детьми в детских садах. Я присутствовал на занятиях, где сотрудники показывают интерактивный спектакль «Знайка, Незнайка», где дети усваивают, что правильно, что неправильно при нахождении на воде. Ребятам это интересно. Мероприятие занимает всего 20-25 минут, чтобы дети не уставали.

- Был такой случай, когда отдыхающие спускались на лыжах в карьер. В течение выходных произошли несколько несчастных случаев. Как вы считаете, на ком лежит ответственность? На том, кто отвечает за досуг или на администрации населенных пунктов?

- Вопрос непростой из-за недостаточной информации. Если это действующий карьер, то субъект, который эксплуатирует потенциально-опасный объект, обязан обеспечить на него ограничение доступа посторонних лиц. Если карьер заброшенный, то в такой ситуации происходит недостаточное реагирование с точки зрения профилактики в данном месте. На карьере, как правило, непроточные водоемы, лед крепкий, держится дольше. Скорей всего, отдыхающие шли кататься не на проточный водоем. В таком случае нужно срочно информировать граждан, объявить запрет выхода на лед в том месте, где произошла трагедия. Информирование должно быть по всем каналам.

- Нужно ли снимать одежду и обувь под водой, чтобы она не тянула вниз?

- Снимать обувь нужно. Есть рекомендация: когда переходишь реку, лучше развязать шнурки, чтобы их легче было скинуть в случае чрезвычайной ситуации. Что касается пуховика, следует помнить, что они надуваются и имеют запас плавучести. В первое время это может помочь человеку, который провалился под лед.

- У нас есть три происшествия, произошедшие с детьми на льду. Должны ли в этом случае родители нести какую-то ответственность?

- Это будут решать компетентные органы. У нас есть запрет выхода на лед и водные объекты, которые внесены в перечень мест, которые могут причинить вред здоровью ребенка. В рамках закона Вологодской области о защите детства и материнства на родителей накладываются определенные обязанности.

Эта статья полезна?
100% посетителей считают статью полезной

Контакты

01 или 101
Единый телефон пожарных и спасателей
8 (8172) 57-11-02
Приемная
8 (8172) 72-99-99
Единый «телефон доверия»
gu@35.mchs.gov.ru
(не для подачи обращений граждан)