Спасатель должен быть добрым

Когда слышишь слова «гражданская защита», сра¬зу вспоминаются школь¬ные уроки ОБЖ. Между тем сухие строки учебника облекают свою плоть и кровь, когда сам внезапно оказываешься в критиче¬ской ситуации. Когда, не дай бог, пожар или что-то еще серьезное. Или на тво¬их глазах человеку стало плохо на улице и требуется немедленная помощь. Куда звонить, кого звать на по¬мощь? Вот тут и нужны знания основ безопасности жизни и несколько нужных теле¬фонов в записной книжке. А в городе нашем целый центр существует, который так и называется: «Центр гражданской защиты на¬селения». С его руководи¬телем Владимиром Вален¬тиновичем Носковым мы сегодня и беседуем. Текст: Татьяна БАДАЕВА Фото: Центр гражданской защиты. - Расскажите немного о структуре вашего центра. - Центр гражданской защиты состоит из нескольких подраз¬делений. Это аварийно-спаса¬тельная служба, состоящая из оперативной дежурной службы и аварийно-спасательного от¬ряда. Аварийно-спасательная служба включает в себя двадт цать пять человек: четыре опе¬ративных дежурных, девятнад¬цать спасателей и врач. Телефон оперативного дежурного аварийно-спаса¬тельной службы 21-91-10. Еще у нас есть отдел граждан¬ской обороны и защиты населе¬ния и территории от чрезвычай¬ной ситуации и обеспечению мер пожарной безопасности. Этот отдел занимается организацией мероприятий граждан¬ской обороны, защитой населе¬ния от чрезвычайных ситуаций, а также обеспечением первич¬ных мер пожарной безопасно¬сти на территории города. Единая дежурная диспет¬черская служба города отсле¬живает обстановку в городе. Диспетчеры принимают звон¬ки от населения и от органи¬заций, проводят анализ обстановки на территории города. Они же организуют взаимо¬действие с диспетчерскими городскими службами - как с экстренными, так и со служба¬ми силовых структур, а также со службами предприятий и учреждений. - Работа вашего центра как-то зависит от времени года? - Существуют так называе¬мые циклические чрезвы¬чайные ситуации, которые меняются со сменой време¬ни года, соответственно, ме¬няются и задачи спасателей. Есть зимний и летний пожа¬роопасные периоды. Зимой чаще горит жилой сектор, летом - лесопарковая зона. Весной спасаем рыбаков на территории города. Люди у нас на водоемах любят по¬рыбачить, даже несмотря на тонкий лед весной. Сейчас весна началась, будем людей с льдин снимать. - С собственниками жилья вы как-то работаете? - Конечно, и мы, и Всерос¬сийское добровольное по¬жарное общество, и первый отряд федеральной противопожарной службы, который у нас в городе располагается, работаем с населением, ездим по домам, раздаем памятки. Стараемся, чтобы люди поня¬ли: жизнь человека зависит в первую очередь от него само¬го. Сейчас почти все жилье частное, так ты сам посмотри, какая у тебя в доме, в кварти¬ре проводка. Вы же возите с собой в автомобиле аптечку? Возите. А у вас дома огнету¬шитель есть? Он обязательно дома должен быть. Потому что огнетушитель - это самоё первое средство пожаротуше¬ния. Потушить только что на¬чавшийся пожар значительно проще, чем тушить его потом, когда он разойдется. Огнету¬шитель подойдет любой - хотя бы углекислотный, самый про¬стой. Дома у всех есть лекар¬ства, тоже нужно посмотреть, что из средств защиты само¬го себя нужно иметь. Если вы живете в высотном доме, по¬старайтесь скопить десять-пятнадцать тысяч и купить самоспасатель. Это специ¬альное приспособление, при¬бивается рядом с окном. Окно открыл и спустился вниз по этой веревочке, можно ребен¬ка своего спасти, по крайней мере. И если пожар уже на¬чался, нужно сразу же звонить 01 и только потом принимать меры по тушению пожара, по¬тому что каждая минута уже на учете. Ни в коем случае не курить, лежа в постели. Чаще всего это заканчивается тра¬гично. Человек заснул, сигарета упала на постельные при¬надлежности, и даже если они не загорелись, человек может задохнуться. - Какими качествами, кро¬ме отличного здоровья, ко¬нечно, должен обладать чело¬век, который хочет поступить на службу спасателем? - Спасатель должен быть че¬ловеком добрым. Оказавшись внезапно в чрезвычайной ситуа¬ции, человек часто не знает, что ему делать. И спасатель должен прежде всего понимать этого че¬ловека. Мы приезжаем на тот же пожар, где у людей все сгорело. Мы им помочь должны. Люди бывают неадекватны, что по¬нятно: может, кто-то погиб или все имущество сгорело; Нужно уметь разговаривать с людьми, быть немного психологами. Пси¬хологами должны быть не только спасатели, но и наши дежурные на телефоне. Это особенно нуж¬но, когда человек звонит в боль¬шом волнении. А иногда звонит пожилой человек, и ему просто нужно кому-нибудь выговориться. Такое тоже бывает. Телефон Единой областной службы спасения – 01. - И с какими проблемами вологжане чаще обращаются? - Разные звонки бывают. Вчера, например, позвонила женщина, мы выезжали к ней, доставали птицу из вен¬тиляционной шахты. Иногда курьезные вещи случаются. Бабушка позвонила: «Меня сосед газом травит». Выехали, никакого газа не нашли, успо¬коили старушку. А бывают вещи серьезные, когда кто-то забыл закрыть газ, огонь на плите потух, и тогда приходит¬ся все очень аккуратно делать: вскрывать двери, чтобы искры никакой не было, и закры¬вать газ. Полгода назад слома¬лась задвижка на газопроводе на Гончарной в сторону улицы Гагарина. Туда пришлось вы¬езжать всем службам, не толь¬ко «Горгазу». Перекрывали движение, ставили оцепление. Каждый день бывают разные ситуации. Выезжаем на ДТП. Например, если при аварии двери в машине заклинило, и человек сам не может выйти. Открываем двери или выреза¬ем крышу, достаем человека. - Новую технику вы приоб¬ретаете? - В 2010 году, спасибо Главе города, мы приобрели новую аварийно-спасательную маши¬ну на базе «ГАЗели». Машина с полным набором аварийно-спасательного инструмента, намного удобнее «уазиков», комфортабельнее. Ее вместимость шесть человек. Приоб¬рели также каркасно-надувной модуль для быстрого разверты¬вания в районе чрезвычайных ситуаций. Он представляет со¬бой большую палатку, надува¬ется воздухом, с тепловой пуш¬кой. Его можно использовать как передвижной госпиталь, а можно развернуть зимой, раз¬мещать в нем людей. Напри¬мер, если дом сгорел зимой, а люди на улице. Пока найдется им временное жилье, привезли модуль, надули, пушку тепло¬вую включили, людям есть где погреться. Мы приобрели кро¬вати, одеяла, подушки, чтобы можно переночевать первое время, пока погорельцы ищут маневренный фонд. Есть у нас новый комплект пневмоинструмента, который предназначен для разрезания балок и арматуры, вскрытия дверей, для подъема упавших плит. С помощью большого домкрата можно приподнять плиту, вытащить человека. К счастью, такими работами нам не приходилось заниматься последние пять лет, но мы по¬стоянно проводим учения. В сентябре у нас будут учения по организации аварийно-спасательных работ при паде¬нии автомобиля в воду. Про¬водим учения по проведению аварийно-спасательных работ при разрушении жилого дома, по подводным работам, прово¬дим тренировки по спасению людей с катера. Просчитыва¬ем разные варианты, которые возможны, в том числе и при работе в агрессивных средах, например, при сплошном за¬дымлении. - Вологжане могут чем-то помочь вашей службе? - Жители города могут по¬мочь - главным образом, со¬блюдая меры собственной без¬опасности. Но действительно, в различных ситуациях нам люди помогают. И на помощь спасателям приходят, и по¬страдавших на пожарах выта¬скивают. Так было, например, когда случился пожар в доме на перекрестке улиц Горького и Добролюбова. Там человек дей¬ствительно спас людей, помог выйти из горящего дома. Так что люди у нас хорошие. Татьяна Балаева, газета «Вологодские новости»

Контакты

01 или 101
Единый телефон пожарных и спасателей
8 (8172) 57-11-02
Приемная
8 (8172) 72-99-99
Единый «телефон доверия»
gu@35.mchs.gov.ru
(не для подачи обращений граждан)