Остаться в живых

Трое суток блуждал в лесах Вашкинского района череповчанин Сергей Кураков. При себе у него не было ни спичек, ни сотового телефона, ни даже исправного компаса. На четвертый день, намотав по болотине чуть не сотню километров, он сам вышел на проселок – буквально в нескольких сотнях метров от собственной машины, оставленной на обочине.

- Дача у нас в Ухтоме Вашкинского района, - рассказывает Сергей Алексеевич. - В субботу, 18 сентяб¬ря, около двух дня решили с же¬ной и дочерью прогуляться за гри¬бами. Именно прогуляться - так, по кромке леса. На мне была тонкая ветровка. Единственное - взял с собой не перочинный, а большой нож, сантиметров 20, - он мне очень помог впоследствии. Вот и все мое снаряжение.

Кураковы отъехали от Ухтомы километров пять, оставили маши¬ну на проселочной дороге и за¬шли в лес. Особенно не углубля¬лись - бродили на виду друг у друга. Грибов было мало, поднял¬ся ветер, стал накрапывать дождь. Решили возвращаться. И вот тог¬да Сергей предпринял последний рывок.

- Просто обидно было почти без грибов обратно ехать. Решил напоследок пройти чуть-чуть по¬дальше - вдруг там больше по¬везет, - рассказывает он. Мы постоянно перекрикива¬лись между собой. А потом вдруг папа перестал отвечать, - вспоми¬нает дочь Ирина.

- Мы с мамой искали его до темноты. Около де¬вяти вернулись домой...

Искали всем миром

Забегая вперед, скажем - на следующий день, как только рас¬свело, к поискам приступили вашкинские спасатели - их база на¬ходится в Липином Бору. В тот же день к ним присоединились добровольцы из местных.

- Неудобно было соседей тре¬вожить. Мы решили: раз специа¬листы ищут, к деревенским об¬ращаться не станем. Но они са¬ми шли к нам в дом, завидев машину спасателей, - рассказы¬вает жена Сергея Марина Влади¬мировна. - Еще через день под¬ключились милиция и коллеги Сергея - руководство предпри¬ятия отрядило на поиски своего работника 20 человек.

Черт водит

Подать сигнал о своем местона¬хождении Сергей не имел возможности. Мобильники в лесу не работают, но местные говорят если подбрасывать телефон вверх, то есть шанс поймать сеть и отпра¬вить смс-ку. Но мобильный Кураков с собой не захватил. Спичек, чтобы развести костер, согреться и попы¬таться поднять столб дыма, тоже не оказалось. В кармане ветровки на¬шелся лишь старый компас.

- Поначалу пробовал по нему сориентироваться - не исключе¬но, что именно из-за этого и за¬плутал. Этот компас - одно на¬звание, лет сорок, думаю, ему. По¬казывает непонятно какую сторо¬ну. А темнота все гуще. Дождь хлещет. Думаю: сегодня уже не выйти мне. Надо искать место для ночлега, пока хотя бы силуэ¬ты деревьев различить можно. Нашел поваленный ствол, нару¬бил ножом лапника, накидал на землю, сверху худо-бедно прикрылся и сижу, зубами клацаю. Очень холодно ночью, а уж если промок насквозь - то вообще веселого мало… Еле дотерпел до утра. Как солнце встало, оклемался маленько, определил направление движения. Но словно водит меня чертовщина какая-то – иду на запад, а выхожу на юг.

Уже позже, анализируя с деревенскими и спасателями маршрут своих блужданий, Сергей понял, что как минимум дважды пересек ту самую проселочную дорогу - пересек и не заметил. То ли в кромешной темноте, то ли от усталос¬ти. Гадать теперь бессмысленно.

- Если в лесу тебя водит - так просто не выберешься, - уверена супруга Марина. - В нашем же селе как-то бабушка заплутала. На девятый десяток старушке, всю жизнь в этих местах, в лесу, ка¬жется, каждое дерево знает - а вот поди ж ты. Семь дней мыкалась. Хорошо, что лето было - и не замерзнешь, и ягоды есть. Ког¬да ее нашли, у нее весь подол был оборван - клочками от юбки путь помечала.

Мираж в болоте

Двигаться Сергею пришлось все больше по болоту. Сапоги увязали в трясине по голенище.

- С кочки на кочку скачешь, за деревья хватаешься, обнимаешь¬ся с ними - так и процарапыва¬ешься. На болоте один плюс - клюква. Ей все три дня и питал¬ся. Все горло сжег - едучая она. К третьему дню уже в глотке сто¬яла. Чтобы хоть ягодку проглотить, нужно стакан воды выпить. А стакан я, кстати, из бересты сделал - вырезал пластину, скру¬тил в кулек, и можно болотной воды из ямки зачерпнуть. На ноч¬лег устраивался с. «комфортом» - навес строил, мхом и ельником обкладывался: И тепло, и сухо - ни одна капля не достанет. Духом не падал, был абсолютно уверен, что рано или поздно найду доро¬гу. Не в дремучей все-таки тайге, в тысяче километров от жилья за¬плутал. Неприятно было, когда со зверем встречался. Лосей бук¬вально в нескольких шагах видел. Они хоть живность и осторожная, да только осенний гон у них сей¬час. Так что непредсказуемы такие встречи. Не знаешь, куда и спрятаться, чтобы на его пути не стоять... Несколько раз было что-то вроде видений: то крыши вдруг возникают перед глазами - будто деревня за поворотом. Я туда бегу - ничего. То людей отчетливо вижу - вон парочка идет, мужчина и женщина. Ходу прибавляю - нет, померещилось...

А в селе между тем полным хо¬дом шла спасательная операция. Сначала прочесывали лес неболь¬шими группами, постоянно пода¬вая звуковые сигналы: гудели си¬реной, свистели, стреляли.

- Мама дежурила дома на слу¬чай, если папа сам найдется, а я постоянно ездила с ребятами, - го¬ворит дочь. - На третий день нам осторожно сказали: раз за такой промежуток времени сам не вы¬шел, то не исключено самое худ¬шее: сердечный; приступ, инсульт и прочее. Решили искать цепью. Вслух не говорилось, но подразу¬мевалось, что искать будут уже бездыханное тело. К вечеру стало ясно: результата нет. Ко мне подошел начальник. Сказал: мы его не нашли, но это хорошая но¬вость. Значит, он жив.

Бабушка-ведунья напророчила

- На третий день я стал слы¬шать звуки - выстрелы, сирены. Это помогло мне определиться с направлением. Пошел в ту сторо¬ну и набрел на старую просеку. Твердо решил идти строго по ней. Сил совсем почти не осталось. Пройду с километр, лягу на кочку, передохну - и дальше плетусь. Так и вышел на проселок. Как ока¬залось, метрах в пятистах от ма¬шины. Все это время я наматывал круги вокруг села - в радиусе километров 10, наверное.

Ближайшая деревенька - пять домов, из них обитаемых только два, - была совсем близко.

- Вот тут уж расслабуха нача¬лась - еле ноги волок. А уж как доплелся - бабушка местная да¬вай меня чаем отпаивать. Позво¬нила подруге в Ухтому, а уж та моим сообщила...

- Знаете, я в тот день утром съез¬дила к бабушке-ведунье, которая на всю округу известна, - рассказала нам на прощание супруга Марина

- Она на меня глянула: «Заблудил¬ся кто? - спрашивает. - Вернется сегодня вечером. Откуда зашел, от¬туда и выйдет». Не знаю, мистика это или что, но ведь все так и по¬лучилось, как она говорила.

Наталья Елисеева, газета «Курьер»

Контакты

01 или 101
Единый телефон пожарных и спасателей
8 (8172) 57-11-02
Приемная
8 (8172) 72-99-99
Единый «телефон доверия»
gu@35.mchs.gov.ru
(не для подачи обращений граждан)