Телефон доверия
8 (8172) 72-99-99

Организационные указания по подготовке населения Вологодской области в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности на водных объектах в 2012 году

Утверждаю

 

Губернатор Вологодской области

 

В.Е. Позгалев 

«10»   ноября  2011 г.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ УКАЗАНИЯ

 

по подготовке населения Вологодской области в области  гражданской обороны, защиты   от   чрезвычайных  ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности на водных объектах  в  2012 году

Совместными усилиямиорганов исполнительной государственной власти области, органов местного самоуправления и организацийзадачи, поставленныепо подготовке населения   в области  гражданской обороны, защиты   от   чрезвычайных  ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности на водных объектах  на  2011 год, в основном выполнены.

 

Улучшилось качество обучения ряда групп населения, соблюдалась в целом установленная периодичность повышения квалификации должностных лиц и специалистов ГО и РСЧС, активизировалась работа по развитию учебной материальной базы для подготовки населения, по пропаганде знаний и информированию населения с использованием современных технических средств массовой информации.  

 

Наиболее  качественно и целенаправленно подготовка населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций проводилось вДепартаменте социальной защиты населения Вологодской области (Е.К. Артемов), Департаменте сельского хозяйства, продовольственных ресурсов и торговли области (Н.И. Анищенко), Череповецком (Л.Н. Родичев), Сокольском (С.А. Сорогин) и  Харовском (А.Н. Мазуев) муниципальных  районах.

Вместе с тем продолжают иметь место недостатки, влияющие на комплексное и качественное решение задач обучения населения в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.

 

Основными из них являются:

 

- рабочие программы обучения различных групп населения муниципальных образований не в полной мере учитывают требования Примерных программ, утвержденных МЧС России, а также специфику экономической деятельности организаций;

 

- недостаточно внимания уделяется обучению всех групп населения правилам действий в условиях природных пожаров и соблюдению мер пожарной безопасности при нахождении на природе;

- укомплектованность общеобразовательных учреждений штатными преподавателями-организаторами курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (далее – ОБЖ) низкая;

 

- слабым звеном в общей системе подготовки населения продолжает оставаться обучение неработающего населения;

 

- слабо используется потенциал и возможности Всероссийского детско-юношеского общественного движения «Школа безопасности» и других общественных организаций, уставными целями которых является работа по подготовке молодежи в области безопасности жизнедеятельности.

 

Эти и другие недостатки в организации и осуществлении подготовки населения в области гражданской обороны, защиты   от   чрезвычайных  ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности на водных объектах не обеспечивают качественного решения одной из ключевых задач - обеспечение защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

 

В целях  подготовки населения в области гражданской обороны, защиты   от   чрезвычайных  ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности на водных объектах на уровне, соответствующем качественным изменениям всего спектра угроз безопасности жизнедеятельности,

 

Предлагаю:

 

1.Подготовку населенияв области гражданской обороны, защиты   от   чрезвычайных  ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности на водных объектахсчитать одним из приоритетных направлений деятельности органов исполнительной государственной власти области, органов местного самоуправления, организаций по обеспечению защиты населения, материальных и культурных ценностей от чрезвычайных ситуаций военного и мирного времени.

 

2. Главной задачей по подготовке населения в области безопасности жизнедеятельности в 2012 году считатьповышение качества и увеличение охвата обучением за счет совершенствования структуры единой системы подготовки в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, улучшения организации и материально-технического обеспечения обучения всех групп населения, а также реализации требований нового поколения федеральных государственных образовательных стандартов общего и профессионального образования в области безопасности жизнедеятельности.

3. Обучение населенияв области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера является обязательным и проводится в образовательных учреждениях МЧС России, учреждениях дополнительного профессионального образования федеральных органов исполнительной власти и организаций, в БОУ «Учебно-методический центр по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям Вологодской области (далее - УМЦ по ГО и ЧС области), в иных образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования, по месту работы, учебы и месту жительства граждан.

 

Повышение квалификации руководителей организаций, должностных лиц и работников гражданской обороны и областной территориальной подсистемы РСЧС, а также преподавателей курса ОБЖ и дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» (далее - БЖД) учреждений общего и профессионального образования проводится не реже 1 раза в 5 лет. Для данной категории лиц, впервые назначенных на должность, переподготовка или повышение квалификации в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций в течение первого года работы являются обязательными. В целях сокращения материальных затрат и вре­мени на проезд обучаемых, которые подлежат обучению в УМЦ по ГО и ЧС области, разрешается проводить их обучение методом сбора с выездом преподавателей УМЦ по ГО и ЧС области в городские округа и муниципальные районы области.

 

4. В целях дальнейшего совершенствования единой системы подготовки населения в области безопасности жизнедеятельности

 

руководителям органов исполнительной государственной власти области:

 

- осуществлять подготовку должностных лиц и специалистов ГО и РСЧС, персонала, личного состава спасательных служб гражданской обороны и нештатных АСФ в соответствии с примерными программами обучения различных групп населения в области безопасности жизнедеятельности, утвержденными МЧС России от 28.03.2006 г. № 1-4-54-370-14;

 

- повысить ответственность должностных лиц и специалистов ГО и РСЧС всех уровней за организацию обучения населения в области безопасности жизнедеятельности;

 

- организовать контроль обучения безопасности жизнедеятельности в структурных подразделениях и подведомственных организациях, а также полнотой и качеством разработки планирующих и отчетных документов в этой области;

 

- организовать повышение квалификации должностных лиц и специалистов ГО и РСЧС органов исполнительной государственной власти, муниципальных образований и организаций области в УМЦ по ГО и ЧС области;

 

- спланировать и провести областные соревнования «Школа безопасности» и «Юный спасатель»;

 

- организовать проведение областного смотра-конкурса на звание «Лучшее муниципальное образование по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения Вологодской области»;

 

- спланировать и провести областной конкурс«Учитель года (преподаватель-организатор года по курсу ОБЖ)»;

- определить порядок обучения населения в области безопасности на водных объектах и закрепить его в Правилах охраны жизни людей на водных объектах;

- организовать обучение в УМЦ по ГО и ЧС области специалистов, ответственных за пожарную безопасность организаций, священнослужителей;

- принять меры по реализации потенциальных возможностей отделения Всероссийского детско-юношеского общественного движения «Школа безопасности» в интересах повышения эффективности изучения курса ОБЖ в ходе внеурочной деятельности, пропаганды знаний в области  гражданской обороны, защиты   от   чрезвычайных  ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности на водных объектах, обеспечения безопасного пляжного отдыха людей, проведения занятий по тематики безопасности жизнедеятельности в детских оздоровительных лагерях, установлении шефства над семьями ветеранов ГО, ГПС, РСЧС, а также домами престарелых и инвалидов;

руководителям органов местного самоуправления:

 

- активизировать работу по внесению изменений и дополнений в существующие нормативные акты, определяющие порядок обучения населения в области  гражданской обороны, защиты   от   чрезвычайных  ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности на водных объектах,  с учетом изменений и дополнений, принятых в этой области нормативными правовыми актами Российской Федерации, Правительства Вологодской области, а также опыта борьбы с лесными и торфяными пожарами;

- осуществлять организационно-методическое руководство и контроль  обучения всех категорий населения в области ГО и защиты от ЧС;

 

- организовать разработку ежегодного комплексного плана по обучению неработающего населения в области безопасности жизнедеятельности, осуществлять контроль выполнения спланированных мероприятий;

 

- до 15 декабря 2011 года закончить разработку и доведение до руководителей спасательных служб гражданской обороны городских округов и муниципальных районов, руководителей сельских (городских) поселений и организаций распорядительных и планирующих документов по подготовке населения в 2012 году;

 

- подготовку должностных лиц и специалистов ГО и РСЧС, личного состава спасательных служб гражданской обороны и нештатных АСФ, работающего населения организовать в соответствии с примерными программами обучения, утвержденными МЧС России от 28.03.2006 г. № 1-4-54-370-14;

 

- принять меры по активизации деятельности учебно-консультационных пунктов;

 

- спланировать мероприятия по пропаганде знаний в области безопасности жизнедеятельности, организовать взаимодействие со средствами массовой информации по информированию населения правилам действий при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций;

 

- обеспечить  своевременное и полное выполнение плана комплектования УМЦ по ГО и ЧС области;

 

- в декабре 2011 года провести учебно-методические сборы с должностными лицами  ГО и РСЧС, на которых подвести итоги обучения населения в области ГО и защиты от ЧС в 2011 году и поставить задачи на 2012 год;

 

- тематику комплексных, командно-штабных и тактико-специальных учений,  сроки проведения районных (городских) соревнований  «Школа безопасности» и «Юный спасатель» определить в соответствующих распорядительных документах с учетом местных условий;

 

- рассмотреть пути  и определить конкретные мероприятия по созданию и дальнейшему совершенствованию учебно-материальной  базы ГО для подготовки всех категорий населения. Предусмотреть в 2012 году выделение средств на эти цели, а также для приобретения и обновления учебной литературы и учебных пособий (видео, аудио, печатных) по тематике  гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций;

 

- в феврале 2012 года на заседаниях КЧС и ПБ муниципальных образований рассмотреть вопрос участия в областном смотре-конкурсе на звание «Лучшее муниципальное образование по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения Вологодской области»;

 

- провести отборочные конкурсы для определения лучшего учителя по курсу ОБЖ, заявки на участие в областном конкурсе и конкурсные работы направить в адрес Департамента образования области (Вологодский институт развития образования) до  01.10.2012 года;

 

руководителям организаций:

 

- по итогам 2011 года проанализировать вопросы организации и осуществления обучения работников организаций в области безопасности жизнедеятельности, в том числе и личного состава нештатных АСФ;

 

- внести в программы обучения работающего населения, нештатных АСФ, спасательных служб гражданской обороны  необходимые уточнения и дополнения, с учетом особенностей деятельности организации, специфики решаемых задач, а также обучения их в области пожарной безопасности и безопасности на водных объектах;

 

- подготовку нештатных АСФ и спасательных служб гражданской обороны осуществлять в соответствии с Примерной программой обучения, утвержденной МЧС России от 28.03.2006 г. № 1-4-54-370-14;

 

- планировать и проводить тренировки с персоналом организаций по действиям при угрозе и совершении террористических актов, при пожаре, по проведению эвакуации работников, материальных и культурных ценностей при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций;

 

- принять необходимые меры по созданию и поддержанию в рабочем состоянии имеющейся учебно-материальной базы ГО, а также по ее эффективному использованию и совершенствованию.

 

   

Руководителям органов, специально уполномоченных на решение задач в области  гражданской обороны  и защиты от чрезвычайных ситуаций городских округов, муниципальных районов, городских и сельских поселений области:

 

- проанализировать качество организации и осуществления обучения всех категорий населения в области безопасности жизнедеятельности. В распорядительных и планирующих документах определить задачи и мероприятия по развитию единой системы подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от ЧС, с учетом обучения всех категорий населения вопросам обеспечения пожарной безопасности и безопасности на водных объектах;

 

- продолжить целенаправленную работу по организации учета обучения всех групп населения в области безопасности жизнедеятельности, а также  выполнением плана комплектования слушателями УМЦ по ГО и ЧС;

 

 - принять меры к своевременному внесению уточнений в рабочие программы обучения различных категорий населения с учетом особенностей муниципальных образований и специфики экономической деятельности организаций;

 

- пропагандистскую работу в области безопасности жизнедеятельности направить на убедительное и аргументированное разъяснение социально-экономической значимости мероприятий гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций, их целей, задач, роли в общей системе политических, экономических, правовых, военных и иных мер. Использовать в этих целях возможности местной печати, радио и телевидения, многотиражных газет организаций, электронные средства вещания в местах массового скопления населения;

 

- оказывать всестороннюю помощь органам управления образованием в создании и оснащении кабинетов по курсу ОБЖ и дисциплине БЖД общеобразовательных и профессиональных учебных заведений;

 

- принять участие в проведении смотра-конкурса на звание «Лучшее муниципальное образование по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения Вологодской области»;

 

- продолжить работу по укреплению отделений областного детско-юношеского движения «Школа безопасности» в городских округах и муниципальных районах. Совместно с органами управления образованием ежегодно организовывать проведение городских и районных соревнований «Школа безопасности» и  «Юный спасатель»;

 

- организовать контроль и оказание методической помощи организациям в подготовке и проведении учений и  тренировок. Опыт организации и проведения комплексных, командно-штабных учений и объектовых тренировок обобщить, лучшие материалы представить в Главное управление МЧС России по Вологодской области совместно с годовым донесением (форма № 1/ОБУЧ);

 

- совместно с органами управления образованием провести отборочные конкурсы для определения лучшего учителя муниципального образования по курсу ОБЖ.

5. Обучение населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций осуществлять по группам, в зависимости от степени участия в выполнении задач ГО и РСЧС, в следующем порядке:

 

а). Подготовку должностных лиц и специалистов ГО и РСЧС органов исполнительной государственной власти области, органов местного самоуправления и организаций осуществлять путем:

 

- переподготовки и повышения квалификации   в образовательных учреждениях МЧС России, учреждениях дополнительного профессионального образования, УМЦ по ГО и ЧС области;

 

- участия в штабных и объектовых тренировках, командно-штабных и комплексных учениях по гражданской обороне и защите от ЧС, а также других оперативных мероприятиях;

 

- самостоятельной работы с нормативными документами по вопросам организации, планирования и проведения мероприятий гражданской обороны и защиты от ЧС.

 

Основное внимание в ходе обучения сосредоточить на изучении нормативных, правовых и планирующих документов, совершенствовании практических навыков  выполнения функциональных обязанностей по организации и проведении мероприятий гражданской обороны, предупреждению чрезвычайных ситуаций, защите населения и территорий, обеспечении готовности сил и средств ГО и РСЧС  к организации и проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ;

б). Подготовку нештатных АСФ осуществлять путем:

 

- повышения квалификации руководителей формирований в УМЦ по ГО и ЧС области, учреждениях дополнительного профессионального образования, имеющих соответствующую лицензию;

 

- проведения занятий  с личным составом нештатных АСФ по месту работы в соответствии с Примерной программой обучения нештатных АСФ (20 часов в год);

 

- участия в учениях и тренировках по гражданской обороне и защите от ЧС.

 

При подготовке руководителей нештатных АСФ особое внимание обратить на выработку у них умений и навыков по поддержанию формирований в готовности к их применению, организации выполнения поставленных задач и управлению формированиями при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ. Основные усилия сосредоточить на практическом овладении личным составом приемов и способов действий по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий,  а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

 

Добиться  освоения личным составом нештатных АСФ наиболее  эффективных приемов, способов действий с применением техники и оборудования, состоящих на оснащении формирований, при выполнении задач в зонах чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и военного характера.

 

Общая тематика (14 часов) изучается всеми нештатными АСФ, а специальная тематика (6 часов) изучается с учетом предназначения формирования. Конкретные темы специальной подготовки определяются руководителями организаций, создающими формирования, по согласованию с руководителем органа, специально уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций при органах местного самоуправления. Проверку готовности нештатных АСФ осуществлять на занятиях, контрольных проверках, учениях и тренировках по гражданской обороне, а также в ходе проверок состояния готовности гражданской обороны.

 

Руководители нештатных АСФ могут готовиться по специальной подготовке методом сборов. Для каждого такого сбора необходимо разрабатывать специальные программы в объеме 36 учебных часов. Занятия в ходе сборов проводить в УМЦ по ГО и ЧС области или непосредственно в организациях по профилю деятельности (при условии наличия соответствующей учебно-материальной базы);

 

в). Обучение работающего населения осуществлять путем:

 

- проведения занятий по месту работы по Примерной программе, в объеме 14 часов;

 

- участия в учениях и тренировках по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций;

 

- индивидуального изучения способов защиты от чрезвычайных ситуаций и опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

 

Для проведения занятий в структурных подразделениях создавать учебные группы. К проведению занятий привлекать должностных лиц, инженерно-технических работников организаций, руководителей цехов, участков, членов комиссий по чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности, а также других подготовленных лиц.

 

При обучении  шире использовать технические средства обучения, современные образцы защитных средств, измерительной аппаратуры, специальной техники, используемых для проведения  аварийно-спасательных и других неотложных работ.

 

Руководителям организаций  постоянно оказывать организационную и методическую помощь руководителям занятий, осуществлять контроль их готовности к проведению  занятий.

 

Руководители групп занятий с работающим населением проходят обучение в УМЦ по ГО и ЧС области 1 раз в 5 лет.

 

г). Обучение неработающего населения осуществлять по месту жительства путем:

 

- проведения информационных бесед в учебно-консультационных пунктах;

 

- посещения пропагандистских и агитационных мероприятий (беседы, лекции, вечера вопросов и ответов, конференции, показ учебных фильмов и др.), проводимых по планам должностных лиц ГО и РСЧС;

 

- чтения листовок, памяток и пособий, прослушивания радиопередач и просмотра телепрограмм по тематике  гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций;

 

- участия, в установленном порядке, в комплексных учениях по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций.

 

Основное внимание при подготовке этой группы населения обращать на морально-психологическую подготовку и умелые действия в чрезвычайных ситуациях, характерных для мест его проживания, воспитание у населения чувства высокой ответственности за свою подготовку и подготовку своей семьи  к защите от чрезвычайных ситуаций.

 

Подготовку инструкторов-консультантов учебно-консультационных пунктов осуществлять в УМЦ по ГО и ЧС области 1 раз в 5 лет.

 

Практиковать проведение  тренировок с населением, в ходе которых отрабатывать действия по сигналам оповещения;

 

д). Обучение личного состава спасательных служб гражданской обороны осуществлять:

 

- начальное обучение личного состава спасательных служб гражданской обороны по примерной программе обучения работающего населения в области ГО и защиты от ЧС природного и техногенного характера;

 

- обучение личного состава спасательных служб гражданской обороны в соответствии с  Примерной программой, утвержденной МЧС России от 28.03.2006 г. № 1-4-54-370-14;

 

- повышение квалификации руководителей спасательных служб гражданской обороны по Примерной программе обучения должностных лиц и специалистов гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в учреждениях повышения квалификации федеральных органов исполнительной власти, УМЦ по ГО и ЧС;

 

- участие спасательных служб гражданской обороны в соревнованиях, тренировках и учениях;

 

- проверка готовности спасательных служб гражданской обороны к действиям по предназначению.

 

Обучение личного состава спасательных служб гражданской обороны  планируется и проводится в организациях их создающих в рабочее время, в объеме 36 часов в год.

 

Темы базовой подготовки отрабатываются в полном объеме (24 часа) всеми спасательными службами гражданской обороны. Замена тем,  уменьшение общего количества часов для их отработки не допускается.

 

Темы специальной подготовки отрабатываются с учетом предназначения   спасательной службы гражданской обороны. На их отработку отводится 12 часов. Конкретные темы специальной подготовки определяются соответствующими руководителями органов исполнительной государственной власти области, руководителями органов местного самоуправления и организаций по предложениям начальников соответствующих органов, осуществляющих управление гражданской обороной.

 

е). Обучение учащихся и студентов (обучающихся) образовательных учреждений осуществлять путемпроведения занятий в учебное время по соответствующим программам в рамках курса "Основы безопасности жизнедеятельности" и дисциплины "Безопасность жизнедеятельности", утверждаемым Министерством образования и науки Российской Федерации по согласованию с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.  

6. Совершенствование знаний, умений и навыков населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций осуществлять в ходе проведения командно-штабных, тактико-специальных и комплексных учений, объектовых тренировок.

 

Командно-штабные учения продолжительностью до 3 суток проводить в органах местного самоуправления  - 1 раз в 3 года. Командно-штабные учения или штабные тренировки в организациях проводить 1 раз в год продолжительностью до 1 суток.

 

Тактико-специальные учения продолжительностью до 8 часов с формированиями организаций – 1 раз в 3 года, с формированиями постоянной готовности – 1 раз в год.

 

Комплексные учения продолжительностью до 2 суток проводить 1 раз в 3 года в муниципальных образованиях и организациях, имеющих опасные производственные объекты, а также в лечебно-профилактических учреждениях, имеющих более 600 коек. В других организациях проводить 1 раз в 3 года тренировки продолжительностью до 8 часов.

 

Тренировки в образовательных учреждениях и учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования проводить ежегодно.

 

Лица, привлекаемые на учения и тренировки в области защиты от чрезвычайных ситуаций, должны быть проинформированы о возможном риске при их проведении.

 

7. Учебный год по подготовке населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций установить с 11 января по 20 октября 2012 года.

 

Итоговые доклады о состоянии подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций в 2012 году представить к 01 ноября 2012 года (форма № 1 /ОБУЧ).

 

Приложение: примерные программы обучения различных групп населения Вологодской области в области безопасности жизнедеятельности  - на 70 л., в 1 экз.

Скачать программы

 

ВрИО начальника Главного управления МЧС России по Вологодской области

 

полковник внутренней службы               

 

                                А.Г. Бессмертный

 

                                    

 

 

«03»   ноября  2011 г.

 

 

 

Заместитель Губернатора области

                       

                            В.В. Екимовский                       

 

 

 

«08» ноября  2011 г




Оцените информацию, представленную на данной странице:
1 2 3 4 5
Спасибо, Ваш комментарий принят!
Рубрикатор
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я Все
Загрузка...
По вашему запросу не найдено совпадений